День 6: 07.01.13

 

Архангельск: Кегостров, центр.

 

 

Легкий мороз, пасмурно. Позже пошел снег. Сегодня смотрим переправу на Кегостров. Вчера вечером у ее начала увидели табличку: «Переправа открыта». Итак, это именно переправа. Вот, заодно и проясним, что там такое с ледокольным фарватером.

Еще такой момент. Примерно на середине переправы издали было видно какое-то маленькое строение на льду. Пространство вокруг него подсвечивалось дополнительно, и рядом, обычно, стояло несколько автомобилей. Что это такое? Мое предположение было следующее: там - оборудованная прорубь для зимнего купания. Там же – раздевалка и отогревалка. А что там еще может быть?

И еще непонятно. При хорошей видимости можно было разобрать, что вторая половина переправы не освещается. Может, ее там, попросту нет? Ведь огни четко доходят до ледокольного фарватера, но не дальше. Ну, конечно: а на машинах приезжают просто искупаться! Но почему тогда на табличке написано: «Переправа»?

Вот такие наивные рассуждения выстраивались. На деле все оказалось гораздо проще. Пешеходная тропинка доходит до ледокольного фарватера. После прохода судов он замерзает достаточно быстро для того, чтобы положить на него деревянные пешеходные мостки. Два раза в сутки, на 2 часа утром и на 2 часа вечером, их раздвигают для прохода судов (в случае острой необходимости их могут раздвинуть в любое время). А досчатый домик – для персонала переправы.

 

Переправа. Деревянные сходни на лёд с Пур-Наволока.

Переход через ледокольный фарватер

Ледокольный фарватер

Это не зимовье на Новой Земле, а будка диспетчеров переправы!

 

Со стороны Кегострова к переправе подходит автозимник. Далее, на Пур-Наволок автомобилисты идут пешком, оставив машины на переправе: лед фарватера автотехнику не выдержит.

А половина переправы, действительно, не освещается. Даже фонарей на столбах нет, только кабель висит. Может быть, 2 разных района города просто не договорились между собой, как платить на энергию….Очень может быть!

На подходе к Кегострову – большое, желтоватое пятно слабого льда. Автомобили его объезжают.

Снег перестал, видимость стала гораздо лучше. На берегу за нашей спиной ясно обрисовался «карандаш». Выходим на остров.

С Кегострова открывается самая лучшая панорама Архангельска из всех возможных: полностью видны и Набережная, и Пур-Наволок, да и Соломбала тоже. Именно с Кегострова западноевропейцы рисовали когда-то свои гравюры Архангельска. Жаль, что сегодня видимость не самая лучшая.

Кегостров, как людское поселение, значительно старше Архангельска. Ввиду своей изолированности, традиционная поморская культура сохранялась на острове почти до начала ХХ века. В 30-х годах на острове был аэропорт Архангельска, в годы войны – военный аэродром. Сейчас на его месте – большое поле, проходим его мимо справа, сразу по выходу на сушу.

Сейчас Кегостров – депрессивный район Архангельска. С тех пор, как закрыли системообразующее предприятие – ЛДК, работы на острове не стало. Множество коммунальных и социальных проблем, жилой фонд ветхий. Тем не менее, на острове живут около 3 000 человек, а в летнее время их количество увеличивается до 15 000.

Застройка острова деревянная, 1-2-х этажная. Часть квартир брошена. Почти прямо на въезде стоит 2-этажный, почти брошенный дом, жилые только 1-2 квартиры. С другой стороны, рядом стоит точно такой же дом, но весь облепленный спутниковыми антеннами. «Архангельск – город контрастов…»

Кегостров

Дом со времен старого аэропорта

Здесь был аэропорт

Один старый дом был с деревянной эмблемой Аэрофлота над крыльцом (одно крыло у эмблемы отломалось). Видимо, дом сохранился еще с довоенных времен. Дом все еще жилой, хотя его даже аварийным не назовешь. Жилых в нем лишь пара квартир, остальное уже нельзя именовать иначе, как развалины.

Несмотря на столь печальную картину острова, есть серьезное мнение ряда экспертов, что при грамотном подходе и соответствующих инвестициях, через несколько лет самая дорогая земля в Архангельске будет на Кегострове. Примеры в мировой практике тому есть, например: остров Свтефана на Адриатике. Остров нищих рыбаков превратился ныне в эксклюзивный отель для миллионеров.

Совершаем по льду путь обратно. Пару раз нас обгоняет туда-обратно красный «Жигуль»-такси, постоянно курсирует между островом и переправой. Видимость стала гораздо лучше, город постепенно приближается во всей красе. Вот примерно так же его наблюдали заморские купцы, так же его видел Петр I, который первым делом высадился здесь именно на Кегостров.

 

Архангельск с Кегострова

Ледовый автозимник

Гостиные Дворы, вид с Двины

Башня Гостиных дворов

 

Еще раз заглянули на подворья обоих монастырей – и пошли на Поморскую улицу, в музей Писахова.

Долго искали дом 10, облазили все окрестности. Неохваченным остался всего лишь один дом, красный, двухэтажный, в лесах и за строительным забором, без каких-либо вывесок. В итоге это и оказался тот самый дом, но в настоящий момент недоступный для посещения. Очень жаль! Но можно кратко ознакомиться с музеем в виртуальном виде: http://russkij-sever.livejournal.com/519328.html

Еще раз посещаем улицу Чумбарова-Лучинского, уже при дневном свете. Повторяем фото в новом виде:

 

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

 

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

 

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

Улица Чумбарова-Лучинского

 

Ну, вот и подошло время отъезда. Во время последней прогулки по Набережной наблюдали совершенно нехарактерное для Архангельска скопление народа на площади Мира: там шел рождественский концерт.

Легкий мороз. Запорошенный снегом перрон. Отъезд поездом №  15, Архангельск – Москва, отправлением в 20-00.

Почему второй раз подчеркиваю маршрут поезда? Есть еще проходящий через Архангельск поезд, Москва – Северодвинск, но ходит он с бОльшими интервалами.

Вагоны новой конструкции, с вакуумными туалетами и перегородками в торцах багажных полок.

Станция Исакгора. Это тоже Архангельск, но левый берег Северной Двины. Подсело очень много пассажиров. Какое-то время небо еще освещалось вызывающе оранжевым сиянием Новодвинска, потом за окном наступила непроглядная чернота.

 

 

 

 

День 7: 08.01.13

 

Архангельск – Москва; выброска.

 

 

Прибытие в 16-43. Родина встретила легким морозом и в общем-то зимней погодой. Пересидели на Севере новогоднюю оттепель!

Мало! 5 дней в Архагельске – это мало! Остались неохваченными ряд музеев, Северодвинск, острова дельты, Новодвинская крепость, Нёнокса, Рикасово, Лявля, Холмогоры, Ломоносово……Об огромной области и вообще речи не ведем!

Очень-очень большой повод приехать сюда еще не раз. И желательно – на велосипеде!

 

«…Солнца диск над Северной Двиною

      Приподнялся и назад ушел,

      Только здесь и снежною зимою

      На душе тепло и хорошо!

 

      Белый снег над городом кружится,

      Под ногами светит белизна,

      Здравствуй, беломорская столица,

      На тебя равняется страна!

 

      Город независимый и гордый,

      Он и в зимнем сумраке не спит,

      Он стоит незыблемо и твердо,

      Он могуч, как заполярный кит!

 

      Как для ледокола в Белом море

      Для него препятствий в жизни нет!

      Будьте славны, храбрые поморы

      Еще много-много сотен лет!...»

 

Е Гненкова, В.Ельшаев, Архангельск – Малые КорелыГолубино, январь 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz